О ком пишут на заборах
ONYX: ВОЗВРАЩЕНИЕ БЛУДНЫХ СЫНОВЕЙ РЭПА
Спустя два года после оглушительного успеха их дебютного (и ставшего платиновым) альбома «Bacdafucuр», скандальная американская рэп-группа Onyx вновь напомнила о себе. На сей раз их творение называется «All We Got Iz US» («Все, что у нас есть — это МЫ»). Песни с альбома уже начали свое триумфальное шествие по многочисленным хит-парадам, поднимаясь постепенно к верхней строке чартов.
Пик популярности Onyx приходится на лето 1994 года, когда MTV ежедневно крутила их сингл «Slam», ставший культовой песней эпохи расцвета thrash-raр. Сегодня Onyx вернулись к славе и ужасно этим горды. «Мы не торопились, записывая этот альбом, — говорит Фредро Старр. — Мы ели, пили, спали, а потом решили возвратиться в этот ненормальный мир».
В состав Onyx ныне входит Фредро (известный также как «Never»). Далее следуют Стики Фингаз и Сони Сиза. Ди-Си, четвертый член группы, недавно покинул Onyx. «У нас как в армии, место для сильных, — комментирует его уход Фингаз, — а Ди-Си оказался слабаком».
Членам группы чуть больше 20 лет. Они выросли под музыку хип-хопа и несколько лет подряд играли в парках квартала Куинс, прежде чем решили обратиться к местным радиостанциям в поисках работы. Владелец одной из них, Джам Мастер Джей, согласился рискнуть и подписал с ними контракт на пару синглов, которые позже вошли в их дебютный альбом. «Bacdafucuр» ворвался в мир хип-хопа подобно урагану, открыв миру то, что сегодня называется стилем «Гетто Соединенных Штатов». Критики писали, что альбом представляет собой «экстремально одурманенное наркотиками видение уродства мира, которое не под силу чувствительным натурам». Хэвлок Нельсон из журнала «Billboard» писал, что Onyx «не поет, а плюет рэп».
«All We Got Iz US» представляет собой значительный шаг вперед по сравнению с их предыдущим альбомом. Что осталось неизменным, так это верность «отечеству» — негритянским кварталам Саутсайд Куинс и постоянные колебания настроения от черной тоски к безудержному веселью.
Альбом начинается с короткой заставки, где молодой человек спорит со своим ровесником о том, что ему надо покончить с собой, так как «быть мертвым гораздо лучше». Тема смерти (которая становится ключевой на протяжении всего альбома) продолжена и в песне «Last Dayz», где Стики раздумывает о возможности совершить самоубийство:
Думаю о том, чтобы покончить с жизнью —
Может, мне это удастся.
Но только в аду не продают сорняки,
А ад — это куда я иду,
Потому что дьявол внутри меня,
И я вынужден воровать у моего народа.
Тем не менее альбом заканчивается песней «Maintain», оптимистичным призывом во что бы то ни стало бороться за жизнь.
Если что и выражает идею всего альбома, так это слова из песни «All We Got…»:
Эти дьявольские улицы жестоки,
И нет никого, кому мы можем доверять.
Или слейся с потоком, или тебя затопит,
Потому что все, что у нас есть, — это мы…
Самый образный и драматический пример такого мышления — в композиции «Рurse Snatchers», которая производит впечатление музыкального фильма о негритянском гетто. Его сюжет не нов для обитателей негритянских кварталов: кража машины ведет к убийству, перестрелке и смерти.
В альбом включена также композиция «Live Niggaz», которая уже была выпущена как отдельный сингл — саундтрэк к документальному фильму «The Show» режиссера Рассела Симмонса о хип-хопе. «Walk in New York» можно назвать гимном нью-йоркских рэпперов 90-х годов. Исполнив песню, «Onyx» посягнул на легендарный хит Фрэнка Синатры «New York, New York», превратив его в остроумную пародию.
Испытывая чувство гордости за свою работу, Сони Сиза делится своим мнением о группе: «Творческих соков у нас в избытке. Если один из нас немного «застаивается», свежесть привносят остальные. Мы дополняем и поддерживаем друг друга».
Хотя само творчество Onyx было противоречиво с самого начала, группу восторженно приняли как поклонники рока, так и фанаты рэпа. В разгар Onyx’омании на концерте в Лондоне даже начались беспорядки. Однако, когда в Соединенных Штатах прокатилась волна выступлений верующих против разгула насилия, Onyx исключили из списка выступающих на концерте в городе Эпплтон, штат Висконсин. Газеты назвали группу позором темнокожего среднего класса Америки. Несколько CD Onyx было демонстративно уничтожено религиозной группой «Нью-Хавен».
Музыкантам известно, что многие политики (включая сенатора Роберта Доула и Уилльяма Беннета) в ходе предвыборной кампании открыто обвиняли рэп-музыку в пропаганде насилия и самоубийства как средствах решения проблем. В ответ Onyx заявляют, что «у хип-хопа больше последователей, чем у Иисуса Христа, и когда чиновники попытаются навредить музыке, они столкнутся с сопротивлением тех, кто ее любит, а их много — и черных, и белых».
Подготовила Татьяна МАКАРОВА