Направления New Age

Музыка движения и пространства (небесная, космическая и земная)

Этот подвид нью-эйджа стремится к раскрытию и просветлению сознания. Небесная и космическая музыка влияет на слушателя с помощью звуковых стереообразов, создающих иллюзию обширного, бесконечного пространства. Ритмические и тональные средства создают ощущение полета, скорости. Земная пространственная музыка использует естественные природные звуки (шум падающей воды, голоса птиц, животных, раскаты грома и т.д.).

Музыка внутреннего пространства, медитативная и трансцендентная

Способствует обращению во внутренний мир индивидуума, в подсознание. Такая музыка описана П.М. Хаммелем как «созерцательная.., которая сама становится транспортным средством, формой энергии и волшебной силой, помогающей погрузиться в себя». Трансцендентные композиции стремятся обратить слушателя к высшим состояниям сознания. Продолжительный монотонный вокал, бесконечно повторяющиеся ритмические структуры (популярные также у композиторов-минималистов), постоянные восходящие или нисходящие тональные движения — вот общие черты этого направления.

Духовная музыка и госпел

Под эту категорию попадает любая вокальная музыка на духовные и религиозные тексты (например, New Age Gosрel). Она продолжает древнюю традицию использования мелодии в качестве средства передачи важнейших культурных ценностей. Эта музыка стремится вызвать сильные возвышенные чувства — вплоть до катарсиса — духовного очищения.

«Гибриды Маркуса» и другие индейские плоды

Сразу несколько музыкальных «индейских» проектов родились в прошлом году. Кроме «Sacred Spirit» на «Virgin», вышли альбомы «Dream Song» группы Little Wolf Band и «Sacred Earth Drums» Дэвида и Стива Гордонов. На лейбле «Talking Taco Records» записались команды Native Flute Ensemble и Mesa Music Consort. Десятки пластинок были выпущены специализирующимися на музыке индейцев студиях — «Canyon» и «SOAR Records».

Митчелл Маркус, президент фирмы «Triloka Records», сотрудничает с индийцем Али Акбар Ханом и его учеником Джай Утталом. Кроме того, фирма издала два сборника «Trance Planet» с участием этно-техно-группы Looр Guru и Мерседес Соуза. Среди «гибридов Маркуса» и техно-альбом «Tulku» с участием индейца Джима Вилсона, Джай Уттала и перкуссиониста Джоффри Гордона.

На лейбле «Shanachie» появился альбом «The Way West» — совместная работа Брайана Кина и индейца-флейтиста Дугласа Споттед Игла. Брайан Кин к тому же продюсирует композицию Споттед Игла «Closer To Far Away» и работы других индейских музыкантов. Его метод — брать «первобытную» музыку и с помощью современнейших технических средств придавать ей новое звучание.

Кельтская музыка

Кельтская музыка всегда была мощной струей нью-эйджа. Достаточно вспомнить ветеранов-арфистов Патрика Болла и Кима Робертсона или группу Nightnoise. Но в последние годы, с появлением Энии и в связи с возросшей популярностью команды Clannad, произошел настоящий бум кельтской музыки. Слово «кельтский» на обложке пластинки стало гарантией ее коммерческого успеха. «Кельтская одиссея», «Наследие кельтов», «Кельтские воспоминания», «Кельтские голоса», «Кельтская классика», «Кельтский менестрель», «Кельтское Рождество» и «Кельтский горизонт» — вот лишь несколько названий, которыми пестрят релизы нью-эйдж-лейблов. Альбом «Celtic Twilights» («Кельтские сумерки») уже разошелся тиражом в 300 000 экземпляров!

«Эния берет мелодии и гармонии кельтской музыки, — говорит президент фирмы «Hearts Of Sрace», — но меняет ритм и создает какой-то эфемерный фантастический мир».

Если Эния совершила прорыв недавно, то Clannad используют подобные приемы еще в альбоме 1977 года «Dulamen». «Theme From Harry’s Game» с этой пластинки, с ее гимноподобными гармониями, несмотря на гаэльский язык, хорошо воспринимается современным слушателем. «Это очень красиво и приятно исполнять», — говорит Мэри Брэннан, которая продолжает создавать волшебные гаэльские хоры и на последней пластинке Clannad «Lore».

Музыка, оторвавшаяся от земли

Кто-то ищет корни в традиции, а кто-то отправляется в поисках смысла в безграничный космос. Невозможно установить грань между нью-эйджем, эмбиентом и sрace, особенно когда молодые группы и музыканты, такие, как The Orb, Banca de Gaia и Aрhex Twin, цитируют, сэмплируют таких семидесятников, как Tangerine Dream и Клауса Шульце.

Другая группа «космических» композиторов создает звук, который принято называть «темный эмбиент». Нот Хьюман из группы Rhythm & Noise выпустил компиляцию «темного эмбиента» на двух альбомах — «Throne Of Drones» и «Swarm Of Drones». В записи приняли участие музыканты самых разных школ и направлений, в том числе Роберт Фрипп, Джефф Гринке, Мэриэнн Эмейкер и группа Biosphere.

Уносит в космос и музыкантов, до сих пор прочно стоявших на земле: Стив Роуч и Роберт Рич ранее работали в области синтеза музыки world. Теперь каждый из них выпустил чисто электронный альбом: Рич совместно с композитором Брайаном Ластмордом записал «Stalker», а Роуч — «The Magnificent Void». Это оторванная от земли музыка без ритмической основы, обращающая слушателя внутрь себя.

Читайте далее — записи стиля new age.

Комментарии запрещены.

Свежие записи



Что еще интересного?