Саунд (Что это такое и кто его делает)

Вы когда-нибудь задавались вопросом, сколько людей в среднем причастно к творчеству одного эстрадного певца?

Во-первых, нужен поэт, чтобы написать слова к песне. Во-вторых, композитор. В-третьих, аранжировщик. В-четвертых, сессионные музыканты.

Однако любой мало-мальски профессиональный исполнитель скажет вам, что главное во всем этом процессе - сведение фонограммы. И основная роль тут принадлежит звукорежиссеру. С одним из них - директором студии "Московский музыкальный сервис"(ММС) Аликом КЛИШИНЫМ мы сегодня беседуем.

- Алик, можно ли тебя назвать продюсером?

- Сегодня слово "продюсер" стало модным, но все больше теряет свой первоначальный смысл. Им чаще стали называть шоумена, занимающегося "раскруткой" исполнителя. Но правильнее было бы применять это слово к человеку, чья основная задача - найти тот звук, тот саунд, который присущ конкретному вокалисту или инструменталисту. Словом, продюсер - это тот же звукорежиссер. Следовательно, это слово применимо и ко мне.

- С кем ты сейчас работаешь?

- С Женей Фокиным. Два года назад он уже выпустил свой компакт "Маленькие радости". Намечается новый диск у Лени Рассохаватского - он клавишник и выпускает альбом инструментальной музыки. Играл одно время в группе "Галактика", писал на "Мосфильме" музыку для кино. И Евгений, и Леонид - неординарные исполнители. Их стиль не похож ни на чей другой. Тем более что технологические возможности студии позволяют осуществить то, что задумано этими ребятами.

- Алик, ты ведь директор студии?..

- Да, она является филиалом фирмы "ММС", руководит которой Андрей Синяев, в прошлом тоже звукорежиссер. Сначала я работал там.

- А как вообще ты пришел в шоу-бизнес?

- В студийной звукорежиссуре я более девяти лет. Начинал, когда фирма "ЛИС'С" только-только организовывалась - работал зальным звуковиком. Потом попал к Александру Кальянову - у него я получил хорошую школу: "А-студио", Игорь Николаев, Алла Пугачева, Наташа Королева... Трудно найти кого-либо из маститых, раскрученных музыкантов, с кем я не работал бы звукорежиссером за те шесть лет.

- Ты можешь назвать шлягер, записанный с твоим участием?

- Конечно. Например, "Пригласите даму танцевать" Аллы Борисовны Пугачевой.

В начале 1992 года я стал трудиться сессионным звукорежиссером. Затем мы с Сергеем Титовым занимались одно время оборудованием и наладкой студий: в частности, "подняли" одну для Александра Морозова, потом открыли такую же при фирме "Турне". Но, в конечном счете, во мне победило стремление сделать что-то свое. Так в 1994 году родился наш "Московский музыкальный сервис", сработанный, кстати, по образу и подобию студии Александра Кальянова (карельская береза, паркет и т.д.).

- А с кем из исполнителей тебе интересно работать?

- Во-первых, я бы не ставил вопрос именно так. Просто самим исполнителям иногда нравятся те люди, к которым они привыкли. Так, Вика Цыганова уже три альбома в "ММС" сделала, Саша Буйнов не так уж от нее отстает. Кроме того, у нас появляются Татьяна Овсиенко, Кристина Орбакайте... Из последних работ я бы отметил компакт-диск группы "Несчастный случай". Мы записывали материал около двух лет, и он получился классным!

- Наверняка ты и сам сочиняешь?..

- Я даже альбом свой сделал - "Собачья жизнь". Сам пел и записывал. А помогал мне гитарист Саша Васильев.

- Алик, что такое "сведение фонограммы"?

- Как сказал один известный гитарист, печатная машинка есть почти в каждой семье, но не все становятся великими писателями. Так и в музыке. В процессе записи у режиссера возникает ассоциативный ряд образов, который он пытается отобразить в звуке. Вообще, воспроизведение той или иной музыкальной картинки в определенном саунде - процесс чисто творческий. Свободно владеет его механизмом тот, кто обладает богатством красок внутреннего мира. Ведь главное здесь - правильно подчеркнуть стилистику исполнителя, богатство того жанра, в котором он поет. И в связи с этим, самая большая опасность, которая может подстерегать звукорежиссера, - это сведение фонограммы без клиента.

Виталий КАРЮКОВ

Комментарии запрещены.

Свежие записи



Что еще интересного?