Прощай, Муму!
Урокам литературы посвящается…
ПРОЩАЙ, МУМУ!
Драма в семи частях с прологом и эпилогом
ПРОЛОГ
Однажды компания молодых людей, состоящих в некоем тайном обществе под названием «Никто не забыт, ничто не забыто», решила отметить столетний юбилей со дня смерти невинно убиенной Муму. Сто лет — не шутка, и для проведения такого грандиозного мероприятия было решено создать консилиум. Предводительствовал на нем современный Козьма Прутков — Юрий Грымов. После долгих препирательств собравшиеся постановили: руководствуясь романом Ивана Сергеевича Тургенева, а также историческими источниками, провести следственный эксперимент. И вот жарким июньским утром была, как сто лет назад, разыграна драма, переросшая в трагедию.
Часть I
БАРЫНЯ ОЖИДАЕТ СВОЮ ЖЕРТВУ
На крыльце дома N 37 по улице Остоженка (в народе «Дом Тургенева») в глубокой печали сидела барыня (кинорежиссер программы канала РТР «Му-Муки творчества» Михаил Огородников). Нервно помахивая несуществующим веером, она наблюдала за двойным потоком машин, проезжающих мимо. Вдруг барыня приподнялась и властным движением руки отодвинула скопившихся возле нее приспешников (операторская группа РТР). К дому подъезжал кортеж машин. Волнение в стане барыни возросло.
Часть II
ПОЯВЛЕНИЕ ГЕРАСИМА
Из флагманского автомобиля показалась коротко остриженная голова жгучего брюнета.
«Герасим! Родненький!» — заорала старушенция.
Герасим (он же — Максим Покровский) не спеша проследовал к парадному.
«Му-Му принес?» — затряслась от нетерпения бабуля.
Глухонемой лишь головой мотнул в знак согласия и медленным шагом двинулся обратно к машине.
ЧАСТЬ III
НЕВИННАЯ ЖЕРТВА СТРАННОГО ОКРАСА
Порывшись в багажнике, Герасим извлек оттуда странное животное оранжевого окраса с зелеными глазами.
«А, точно это Му-Му?» — спросила неугомонная пенсионерка.
Герасим-Покровский выразительно замычал, извлек из кармана одного из плакальщиков («Ногу Свело!») длинный и толстый канат и крепкими морскими узлами стал обвязывать им тело несчастного животного. Барыня спрятала ехидную усмешку в маленькой бородке.
ЧАСТЬ IV
В ПОСЛЕДНИЙ ПУТЬ
«Ну-с, поехали», — скомандовала барыня, и траурная процессия двинулась в путь. Впереди всех вышагивал огромный детина с желтой шевелюрой (Виктор Медведев), который нес банку с плавающей в ней картонной рыбкой. Сзади волочилась привязанная к канату Муму. Первую остановку сделали у груды беспорядочно сваленного в кучу кирпича. Выбрав там самый тяжелый экземпляр, глухонемой повесил орудие убийства на шею собаке.
«У тебя был песик, мокрый носик, он страдал от блох, но настал поносик, и твой песик взял, да и подох…» — слышались стенанья плакальщиков, выразительно поглядывающих на Герасима-Покровского, а тот лишь яростно стискивал губы и продолжал двигаться к намеченной цели.
На одном из поворотов Муму вырвалась из пут и потерялась…
ЧАСТЬ V
ГДЕ МУМУ?!
Что тут началось! Переполох, поминутные обмороки всех членов честной компании, беготня плакальщиков. Наконец, обретший на время голос и слух Герасим кинулся к телефонной будке. «Алло! Морг? Муму не у вас? Собачка! По фамилии Муму! Нет? Ну, ладно», — вопил он, радуясь обретенному дар речи.
Потом Муму нашли в придорожной пыли и снова привязали к ней кирпич.
ЧАСТЬ VI
ВНУТРЕННИЕ ОРГАНЫ ПРОТЕСТУЮТ
Траурная процессия свернула в Турчанинов переулок. Во время прохождения оного ехидные плакальщики истязали свою жертву пинками, щелчками и хлопками. Остановились они лишь на секунду, поравнявшись со старообрядческим храмом, затем продолжили в том же духе.
На углу распоясавшихся хулиганов во главе с барыней остановил бравый сержант милиции. Действуя лестью, подкупами и уговорами, преступники убедили его в том, что ничего худого они не делают. Попытка помешать преступлению окончилась провалом.
ЧАСТЬ VII
СЛАВНАЯ КОНЧИНА
И вот уже показались очертания Пречистенской набережной, что близ Крымского моста. Там в пучине зеленых, поросших водорослями вод обрела покой несчастная жертва обстоятельств, тургеневская великомученица Муму. Стенанья плакальщиков еще долго раздавались над Москвой-рекой…
ЭПИЛОГ
Усталые, но довольные участники следственного эксперимента вернулись к началу своего пути — к дому Тургенева. Сбросив глухонемое обличие Герасима, Максим Покровский трещал без умолку. Остальные, в том числе и барыня — Михаил Огородников, живо обсуждали меж собой происшедшее. «Нам, современным людям, не понять — зачем нужно было убивать собаку, когда можно было просто схоронить ее на время у знакомых», — такой тезис выдвигался ими. Ответ пришел в лице Владимира Шухмина — литературного редактора журнала «Столица», который поведал непросвященнымому народу о том, что:
а) прототипом Герасима был немой дворник матери Тургенева — Андрей;
б) в отличие от своего литературного брата, Андрюха имел не одну, а несколько собак охотничьей породы, кроме этого, у него была большая семья;
в) матушка Тургенева, женщина во всех отношениях злобная и неприятная и по слухам озабоченная извечной женской проблемой «Как бы мне рябине, к дубу перебраться», на Андрюху-дворника имела свои виды;
г) убивал ли Герасим-Андрюха собаку или нет — загадка истории;
д) описанные в романе события — скорее всего плод воспаленной фантазии Ивана Сергеевича, который таким образом решил изжить свои детские комплексы, связанные с боязнью матери.
Автор сценария: Иван Тургенев
Режиссер: Юрий Грымов
Текст за кадром: Елена Смирнова
Сценография: Сергей Трубников
Цензор: Андрей Трушкин