New Age — музыка из глубин пространства
Направление New Age music зародилось в 70-е годы. Поначалу под вывеской «нью-эйдж» собирались самые разнообразные представители современной экспериментальной и традиционной музыки.
Психологи появление этого музыкального направления объясняют тем, что все ускоряющийся ритм современной городской жизни, с развитием технических средств коммуникации и повышенным уровнем «шумового загрязнения», создал необходимость в мягком, обволакивающем (эмбиентном) звуке.
Дэвид Туп в книге «Океан звуков» относит появление транснациональных элементов в нью-эйдж к 1889 году, когда Клод Дебюсси впервые услышал азиатскую и индонезийскую музыку на международной выставке в Париже. Именно Дебюсси, по мнению Тупа, мы должны быть благодарны за открытие способа слияния разных музыкальных стилей.
Немецкий композитор Петер Микаель в труде «Через музыку к самому себе» (1981 г.) пишет о «новом слуховом сознании, применимом ко всем разновидностям современной музыки, будь то классическая, поп-музыка, джаз или авангард…». Современный слушатель благодаря звукозаписи имеет представление о всем спектре мировой музыки — и в географическом, и в историческом аспекте. Но нью-эйдж требует от него несколько другого подхода: здесь важна личная связь с услышанным, погружение, мелодия должна восприниматься как непосредственное продолжение пространственных образов и эмоций. Именно этому (а не композиционным идеям и не исполнительскому мастерству) уделяется основное внимание при создании нью-эйдж-композиций.
«Новое слышание» предполагает создание свежих музыкальных форм. Корни нью-эйджа прослеживаются и в грегорианских средневековых хоралах, и в этносе (народная музыка Японии, острова Бали…). Можно сказать, что это — винегрет из разных направлений, где соединились совершенно разные культуры и эпохи, появилась некая форма всеобщего языка.
Таким образом, нью-эйдж — это синтез классики, этнической, «космической» электронной музыки. Не берясь классифицировать этот чрезвычайно неоднородный музыкальный стиль (специалисты насчитывают по крайней мере 13 субстилей нью-эйджа, среди которых такие, как «мягкий джаз», «неоклассика», «ambient dub», «sрace musiс», «вокальные хоралы» и «worldbeat»), попытаемся выделить основные его направления.