Под альтернативой каждый понимает что хочет

АРТЕМИЙ К. ТРОИЦКИЙ: «ПОД АЛЬТЕРНАТИВОЙ КАЖДЫЙ ПОНИМАЕТ ЧТО ХОЧЕТ. И ЭТО НЕ ВОЗБРАНЯЕТСЯ».

Что такое альтернативная музыка? После долгих поисков ответа на этот вопрос я выяснила, что это понятие так же непостижимо для средних умов, как бесконечность Вселенной. Самое интересное, что и сами альтернативщики знают, что играют-то они «альтернативу», но какую и против чего… В общем, мнения у них на этот счет разошлись. Помучившись сама, а заодно помучив и других, я решила обратиться к мэтру российской музыкальной критики Артемию К. Троицкому.

— Артемий Кивович, так что же все-таки это такое — альтернативная музыка?

— Это понятие, границы которого совершенно стерты.  Так же  трудно дать определение рок- или поп-музыке. Каждый может понимать под этим, что хочет. Самое нестрогое суждение: это музыка, которая создается не из коммерческого интереса. Соответственно, альтернативной можно назвать танцевальную, академическую музыку, авангардный джаз и даже фольклор. Лично мне близки только альтернативный рок и дэнс. У меня есть на «Европе плюс» радиопрограмма «Ф.M. Достоевский», она как раз служит освещению этих вопросов.

Очень жаль, но на нашем ТВ альтернативной музыки почти не бывает, изредка что-то проскальзывает у меня в «Кафе Обломов».

За границей  некоммерческая музыка намного интересней и профессиональней делается. А в России группа часто является альтернативной вовсе не потому, что она что-то своеобразное придумывает, а потому, что просто плохо играет и не может выйти на попсовый уровень. Довольно жалкое зрелище: если у людей не получается играть профессионально, то остается говорить: «Мы очень альтернативны, вы нас просто не понимаете!»

— У нас под «альтернативой» все обычно подразумевают или «Ногу свело», или тяжелые группы из скляровской «учитесьплавательской» тусовки…

— Я бы так не сказал. Естественно, альтернативный рок интегрирует в себя какие-то стили, которые очень тяжелы и шумны: панк-рок, хардкор, грандж… То, чем занимается и что пестует Саша Скляр, альтернативный стиль вовсе не исчерпывает. Есть альтернативная danc-музыка — эмбиент, дарб, транс, джангл… Но тот же эмбиент, хотя и считается танцевальным стилем, по сути очень тихий и неритмичный.

Альтернативная музыка постоянно находится в движении. Некоторые вещи, которые были суперальтернативны какое-то время назад, становятся мейнстримом. Например, Nirvana до 1991 года была сугубо альтернативной, а потом стала столпом рок-музыки, и у меня просто язык не поворачивается, чтобы причислить ее к альтернативной сцене.

Об альтернативности все-таки можно говорить только в связи со стилем, в котором играют музыканты, и местом, которое они занимают в шоу-бизнесе.
— Есть такое мнение, что рок-альтернатива вышла из панка.

— Нет, панк не был ее началом. Просто в конце 60-х годов  поп-музыка разделилась на два направления: коммерческое и некоммерческое. Второе называлось «андерграунд», «подпольная музыка». И хотя композиции андерграундных групп были действительно некоммерческими, все равно многие — те же Pink Floyd, Джими Хендрикс — продавали бешеные тиражи пластинок. Произошел первый исторический раздел в музыке, до которого рок и поп не стояли по разные стороны баррикад. Потом с середины 70-х годов самыми альтернативными стали панк и появившаяся тогда «новая волна» («new wave»), они-то и создали вокруг себя новую индустрию, то есть «индепендент-лейблы» — независимые студии. Что, разумеется, очень поддержало эти течения. Кстати, некоторые из тех студий существуют до сих пор.

— А в поп-музыке может существовать «альтернатива»?

— Единственный вариант — интеллектуальная поп-музыка. Например, есть Мodern Talking, а есть Pet Shoр Boys. Соответственно, первое — это просто идиотизм, а второе — это интересная альтернативная группа. Но я думаю, что музыканты Pet Shoр Boys очень бы удивились, если бы узнали, к какому течению я их причисляю.

Конечно, существуют еще команды с так называемым «альтернативным сознанием», но пытающиеся при этом реализоваться еще и на поп-сцене. Это сложная и почетная задача, но — выполнимая. Речь идет о «Мегаполисе», «Ва-Банкъ», «Ногу свело»…

— На Ваш взгляд, группы, начинавшие играть рок в начале 80-х в нашей стране, были альтернативны?

— Ту ситуацию нельзя сравнивать с сегодняшней, так как в то время эти группы были альтернативны вообще всей музыкальной и идеологической жизни страны. Причем они писали традиционные вещи, тот же «Аквариум», «ДДТ» или «Зоопарк». Но в силу своего пафоса, текстов, они тогда были гораздо более альтернативны, чем все сегодняшние альтернативные группы. Просто та жизнь грозила им не прозябанием с маленькими тиражами пластинок, а арестами и увольнением с работы. Возьмите «Браво» — вроде типичная поп-группа, но на их концертах происходили облавы, а Жанну Агузарову как-то посадили в тюрьму. Вот это действительно была альтернатива.

— Но ведь сейчас, при таком обилии стилей и направлений, очень трудно экспериментировать и искать альтернативу?

— В нашей стране ничего нового не было в этой области уже много лет. А на Западе постоянно идут какие-то эксперименты. Но не в роке, который давно закуклился и зациклился, а, например, в danc-музыке. Не так давно возникли в ней новые стили, тот же джангл или трип-хоп. Как в роке существует мейнстримовские команды типа Аerosmith, Rolling Stones или «ДДТ» и альтернативный рок, так и в танцевальной музыке есть, скажем, попсовые техно-команды — Reel 2 Real, 2 Unlimited и экспериментальный, революционный danc.

Под альтернативой каждый понимает что хочет. И это не возбраняется.

Света ПОПС

Свежие записи