DAТская жизнь
или Как записывают хиты
C самого утра Игорь Матвиенко с Николаем Расторгуевым сидят в студии и работают над новым альбомом.
Николай: «Тебе не кажется, что в этом месте в песне надо что-то изменить? Саунд будет лучше, если добавить еще одну гитару».
Игорь: «Да. Было бы неплохо. Эта песня должна звучать особо — она главная на пластинке».
Они встают, идут пить кофе, и начинается долгая дискуссия, которая заканчивается, как всегда, компромиссом…
Качество нового альбома зависит от усилий не только этих двух людей. Оно достигается путем кропотливой совместной работы звукорежиссера, аранжировщика, музыкантов и еще многих профессионалов. Прежде чем мы сможем оценить ту или иную песню в исполнении «Любэ», она дожна пройти длинный путь создания.
Сначала Игорь Матвиенко, художественный руководитель и продюсер группы, пишет мелодию на готовый текст, задумывает всю концепцию песни. Это делается дома на компьютере. Затем она попадает к Игорю Полонскому, мастеру саунд-дизайна. Он придумывает аранжировку, то есть партии для каждого из инструментов: гитары, бас-гитары, баяна и даже для голоса. Эта работа тоже выполняется на компьютере, и все инструменты звучат с помощью звуковой карты. Но «Любэ» — это «живая группа», и поэтому подобная компьютерная аранжировка нужна только для того, чтобы представить, как все будет звучать в натуральном (готовом) виде. Кстати, несколько лет назад в саунде «Любэ» было компьютерное звучание. Сейчас музыканты все играют вживую, и лишь в отдельных местах используют синтезатор РC.
Следующий этап — запись в студии. Кроме приглашенных музыкантов, там обязательно присутствуют Матвиенко, Полонский и Расторгуев. На студии есть многоканальный магнитофон, на который по очереди записываются все инструменты. Допустим, сначала — барабаны, затем на другой дорожке — бас-гитара и так далее. После того, как подложка готова, Николай Расторгуев накладывает поверх инструментала вокал. Предварительно он минут 15-20 распевается и, когда чувствует, что голос в форме, начинает работать. Так как поет он очень хорошо, без фальши, то запись вокала много времени не занимает (в отличие от многих других российских исполнителей, для которых эта процедура — головная боль).
Николай исполняет песни без всяких там бумажек-шпаргалок с написанным текстом! Если ему что-то не нравится, то он поет еще и еще раз. Потом он выбирает из нескольких вариантов наиболее удачный. Здесь же, в студии, прописывается бэк-вокал, подголоски, иногда для этого приглашают хор во главе с хормейстером Анатолием Кулешовым, который занимается раскладкой голосов в больших полифонических партиях.
Отдельная история, когда на пластинке должны звучать вещи в исполнении разных исполнителей. Например, «Любэ» иногда работают с… Людмилой Зыкиной.
Николай Расторгуев: «Бесспорно, Людмила Георгиевна — великая певица, и работать с ней для меня — большая честь. Все, кто знакомится с Зыкиной, сразу в нее влюбляются. Это произошло и со мной, и со всей нашей командой. Именно поэтому теперь мы часто стали приглашать ее поучаствовать в наших проектах. Запись песен «Побеседуй со мной» и «Течет Волга» прошла на «Мосфильме» в очень приятной атмосфере, не было никаких проблем. Все были под впечатлением сияющего обаяния Людмилы Георгиевны, и работа спорилась!»
Продолжительность записи одной песни сильно варьируется — иногда все получается быстро, а иногда случаются заминки, например, Николай недоволен тем, что он только что спел, или Игорю Матвиенко что-то не нравится. Они начинают искать, перебирать варианты, задаваться вопросом: как можно спеть по-другому?
На студии никто времени не считает — ведь идет нормальный творческий процесс, и он может затянуться надолго. Если выдаются минутки отдыха, то проходят они обычно в приколах, потому что Николай — мастер рассказывать анекдоты и запросто может за пару минут разрядить атмосферу.
Есть еще один вариант записи — концертный, когда весь материал музыканты играют сразу. Таким образом были сделаны несколько песен из альбома «Комбат». Этот способ очень удобен, в первую очередь, для музыкантов — они хорошо чувствуют друг друга, ансамбль, и исполнение получается живым и непосредственным.
Иногда на студии случаются смешные ситуации, забавные моменты. Про один из них рассказал мне Николай. При этом он так жестикулировал, что не рассмеяться было невозможно: «На студии, где мы пишемся, часто не работает телефон, и поэтому приходится общаться с окружающим миром посредством пейджера. А пейджер есть только у Игоря Полонского. И очень часто случалось так: мы только соберемся с духом, звучит фраза: «Тихо, идет запись!» — и повисает трехсекундная пауза, как вдруг в этот момент начинает дико верещать пейджер. Вы представляете себе, какой это облом! Когда это происходит один раз, еще ничего, а если пейджериные вопли раздаются на каждом ответственном отрезке записи, то сначала думаешь, как бы шандарахнуть эту адскую машину об стенку, а потом — не знаешь, то ли ругаться, то ли смеяться.
После того, как наконец все записано, качество звука и вокала всех удовлетворяет, в дело вступает звукорежиссер, и начинается новый этап — сведение. Для каждого инструмента подбирается определенный тембр, громкость, осуществляется разводка по стереопанораме «влево-вправо-посередине», накладываются эффекты, и затем — все вместе — сбрасывается на цифровую DAT-кассету. Производится эта тонкая, требующая терпения работа на большущем микшерском пульте с множеством отдельных каналов. Помимо пульта и студийного магнитофона, используется немалое количество различной профессиональной техники для создания спецэффектов и достижения максимально качественного звука. Весь процесс, особенно в финальной его части, идет под тщательным контролем со стороны опять же Игоря Матвиенко и Николая Расторгуева. Случается, что уже готовую песню они могут забраковать и вообще исключить из альбома, потому что она выбивается из общего настроения диска. Но это бывает редко.
Многое из тяжелого процесса записи слушателю неизвестно. Порой кажется, что сделать альбом — плевое дело. Мы ведь только собираем сливки — наслаждаемся музыкой и не подозреваем о том, как и что происходит на «кухне» шоу-бизнеса…
Мария КОНДРАТЕНКО