Игорь НИКОЛАЕВ: «Сочинение — вещь спонтанная»
Впервые публика узнала Игоря Николаева как автора популярнейших песен «Айсберг», «Расскажите, птицы», «Паромщик» в исполнении Аллы Пугачевой. А несколько позже он появился на эстраде в качестве певца, и его композиции «Старая мельница», «Незнакомка», «Мастер и Маргарита» сразу же стали хитами.
— Вы родились на Сахалине, но сейчас живете в Москве… Вам не надоела столичная суета?
— Я редко бываю здесь. Обожаю Майами, Флориду — места, которые имеют провинциальный оттенок, где жизнь бежит в сто раз медленнее, чем во всей Америке. Круглый год — лето, пляжи… Я люблю эти края. А Москва последнее время разочаровывает…
— Почему?
— Раньше город был самостоятельным, центром всего самого лучшего: самого красивого метро, самых высоких зданий, здесь можно было любоваться кремлевскими звездами и интересными девушками, а в магазинах купить самые вкусные конфеты «Мишка на Севере». А сейчас Москва примкнула как бы к европейской цивилизации и сразу обнаружила свою серость. Тут люди предпочитают гоняться за чужим товаром, вместо того чтобы гордиться собственным. На Бродвее, например, вы никогда не увидите рекламу русской продукции, зато на Тверской обнаружите красочные изображения американских сигарет, соков, различной техники. На дискотеках в Штатах не крутят русских песен, а в России в основном американские. То, что происходит сейчас у нас, я считаю неуважением нации, нашего народа.
— Какие данные необходимы нашему артисту, чтобы завоевать сердца зрителей?
— Каждый год на эстраде появляются неизвестные имена, которые, может быть, и не особо конкурентоспособны, но своей новизной привлекают людей. Чтобы удержаться на волне, главное иметь какую-то ценную основу в себе, отличающую от других, и совсем не обязательно суетиться, рано вставать, бежать в студию, редакцию. Не нужно жить столичной жизнью, иначе растеряешься на тусовках, презентациях, дискотеках, тебя не станет просто. Я очень ленивый человек, никогда никуда не бегу, потому, наверное, до сих пор и существую в музыкальном мире. Хотя нет ничего вечного…
— Раньше вы сочиняли серьезную музыку. Как произошел переход к эстраде?
— В принципе изначально я ей и занимался, поскольку она мне легче давалась. Если даже писал концерт для фортепиано с оркестром, то необходимые здесь большие формы мелодии у меня получались короткими, поскольку интуитивно я понимал, что часть концерта должна длиться пять минут. В основном работал над романсами и вокальными циклами, что потом органично перетекло в песни, которые требуют лишь более упрощенного изложения.
Эстрада тоже серьезная вещь, но подход к ней легкомыслен. И иной раз из-за упреков и грубости приходится сожалеть, что я посвятил ей жизнь. Все здесь цинично, мерзко и все покупается.
— Впервые публика узнала вас как автора. Когда вы предстали перед ней в качестве певца?
— Однажды у меня возникла мысль — сочинить такое произведение, на которое слушатель среагировал бы сразу. И вот появилась «Старая мельница» — первая песня в моем репертуаре, сразу ставшая хитом, что, откровенно говоря, меня очень удивило, ведь исполнитель я был неизвестный. Впоследствии шлягеры «Незнакомка», «Мастер и Маргарита» решили мою судьбу — мне сразу предложили создать коллектив и отправиться на гастроли, что я до сих пор и делаю, правда, в данный момент редко.
— Так кем же вы себя больше ощущаете — автором или исполнителем песен?
— Человеком своей профессии, который занимается ей универсально. Но больше я люблю сочинять.
— А не трудно совмещать все сразу?
— Нет, нормально. Я всегда пел песни, когда показывал свои вещи. Только тогда меня слушал один человек, а теперь целые залы. На заре гастрольной деятельности приходилось давать по несколько концертов в день.
— Большую часть своего времени вы уделяете творчеству. Интересно было бы узнать, легко ли заставить себя осуществить задуманное?
— Если поставишь перед собой задачу, то да. Обычно я «отключаю мозги», погружаюсь в сонное состояние, занимаюсь всякой ерундой и слушаю классику, она формирует творческую базу. А вообще сочинение вещь спонтанная!
— С Наташей Королевой вы выпустили почти сразу три пластинки…
— Прилив эмоций, любовь… А в этом состоянии можно написать сто альбомов.
— А вам всегда везло в любви?
— Никогда не встречал такого счастливца! У меня, в основном, все складывалось благополучно. Я не жалуюсь.
— Какой музыке вы отдаете предпочтение в свободное время?
— Иногда возникает желание послушать что-то конкретное, но углубиться в это я не могу, наверное, профессиональная болезнь. Художник, например, в Третьяковской галерее не будет просто созерцать картину Куинджи. Он будет смотреть, какими мазками нарисована луна, как автор построил композицию, где золотое сечение. И я, когда прихожу на симфонический концерт, сразу улавливаю, что во вторых скрипках инструмент идет не в строй (я закончил музыкальную школу по классу скрипки), или, наоборот, получу удовольствие от правильного аккорда. Так воспринимать музыку нельзя, но по-другому уже не получается.
Ирина ЗАЙКИНА
отличное интервью мне было приятно читать .