Blur — клякса на острове

Церемония вручения наград «Брит» в самом разгаре. Объявляется номинация «Лучший британский альбом года». Рок-звезда Синди Лаупер называет номинантов: Blur — альбом «Рarklife», Eternal — альбом «Always And Forever», Massive Attack — альбом «Рrotection», Oasis — альбом «Definitely Maybe», Рink Floyd — альбом «The Division Bell», затем вскрывает заветный конверт, делает круглые глаза и восклицает: «Blur! Альбом «Рarklife»!»

Это был уже третий выход группы на сцену в тот январский вечер 1995 года. Чуть раньше они победили в номинациях «Лучшее британское видео» и «Лучший британский cингл 1994 года», а ближе к концу церемонии были признаны еще и «Лучшей британской группой» ушедшего года. Никто и никогда еще не получал одновременно четыре премии «Брит»!

История Blur («Клякса») началась в 1989 году. Группу основали два школьных приятеля — Дэймон Албарн (28 лет, вокал, клавишные) и Грэм Коксон (27 лет, гитара). В своем родном городе Колчестере они нашли и барабанщика — Дэйва Раунтри (32 года), который играл раньше в разных группах. Бас-гитарист Алекс Джеймс (27 лет), родом из Борнмута, присоединился к ним уже в Лондоне, после того как познакомился там с Грэмом, с которым учился в одном колледже.

Первый сингл «She’s So High» Blur выпустили в ноябре 1990 года, одноименная композиция с которого заняла 48-е место в национальном хит-параде. Спустя полгода песня «There’s No Othere Way» достигает уже 7-й позиции. На волне первого успеха в Англии группа отправляется завоевывать Америку, однако турне заканчивается полным провалом! В августе того же года выходит их дебютный альбом «Leisure» («Досуг»), но набор однообразных мелодий популярности им не приносит. Утешение Blur находят в спиртном и всецело предаются этому пороку почти целый год. Строгий выговор за безобразное выступление в нетрезвом виде на благотворительном концерте слегка приводит их в чувство, и в 1993 году выходит второй альбом — «Modern Life Is Rubbish» («Современная жизнь — чушь»).

К этому времени автор всех песен Blur Дэймон Албарн сообразил, что раз музыка с настоящим роковым драйвом у него не выходит, то упор нужно делать на лирику. Очень кстати вспомнились Madness c их простыми мелодиями, но цепким ритмом и сатирическими текстами. Одним словом, музыка Blur становится более мягкой. Вместо того, чтобы на протяжении пяти минут долдонить какую-нибудь незатейливую фразу, вроде «Я вижу ее лицо каждый день, легче мне от этого не становится» («She’s So High»), Албарн начинает распевать остросоциальные трактаты об одурманивании мозгов телевидением, неприятных людях и однообразной жизни английского обывателя. Всю эту панковскую остроту Blur сумели преподнести по-своему. Особого коммерческого успеха альбом не имел, но критики его хвалили.

Того же, что совершили эти ребята год спустя, никто не ожидал. Третий их альбом, «Рarklife» («Жизнь в парке»), после выхода в апреле 1994 года мгновенно вывел их в лидеры чартов, а объемы продаж его превысили 1 млн. экземпляров. Сработала, наконец, формула успеха, опробованная на предыдущем их альбоме. «Рarklife» больше года почти не покидал первую десятку, а композиции «Boys & Girls» и «Рarklife» принесли Blur просто бешеную популярность.

В новый 1995 год Blur вступили уже как признанные короли английской поп-сцены середины 90-х, что и было официально засвидетельствовано присуждением им четырех премий «Брит». Потрясая призовой статуэткой, Дэймон Албарн благородно заявил со сцены, что Blur готовы разделить почетный титул лучшей британской группы 1994 года со своими главными конкурентами — группой Oasis.

Однако Oasis, ребята тщеславные и непримиримые (на той церемонии им досталась лишь одна награда), вряд ли были тронуты благородством Blur и не собирались в дальнейшем делиться лаврами с «кучкой студентов-гуманитариев». Вышедший в мае 1995 года сингл Oasis «Some Might Say» мгновенно занял первое место в чартах!

Столкновение было неизбежно. Oasis стремились доказать, что лучшие именно они. Blur, в свою очередь, не могли этого допустить.

Выход новых синглов Blur «Country House» и Oasis «Roll With It» загадочным образом оказался назначенным на одно и то же число — 14 августа 1995 года! Это означало, что по итогам их недельных продаж будет названа самая популярная в Британии группа и что главными соперниками в этом споре будут Blur и Oasis.

Перед решительной схваткой обе группы смогли проявить свое остроумие, издеваясь друг над другом. Дэймон Албарн сравнил звучание Oasis со звучанием группы Status Quo и обозвал первых Oasis Quo. Лайам Галлахер из Oasis в ответ распевал пародии на песни Blur, а его брат Ноэл пожелал Дэймону и Алексу умереть от СПИДа.

В воскресенье 20 августа в 18.55 противостояние Blur против Oasis достигло своей высшей точки. Сотни тысяч людей, затаив дыхание, замерли у своих радиоприемников в ожидании результатов продаж. Приближается заветный миг: Take That — 4-е место, далее Originals, а за ними… Oasis. Что означало, что Blur заняли первое место! За неделю было продано 1 млн. 800 тыс. синглов (рекордное количество почти за 10 лет), около 500 тыс. из них Blur и Oasis.

Интервью с победителем поп-гонки вышло в эфир сразу после объявления результатов. Дэймон Албарн скромно сказал, что победы не ожидал, что верил газетам, прочившим победу Oasis, и потому был удивлен результатами. О планах на будущее? Неопределенно пожал плечами и признался, что в данный момент собирается пойти и напиться. Что думали по поводу своего поражения Oasis, сразу после объявления итогов узнать не удалось: группа была на гастролях в Японии.

История с августовским противостоянием сделала хорошую рекламу их новому, четвертому по счету и последнему на сегодняшний момент, альбому «The Great Escaрe» («Великий отрыв»).

Сравнивая два почти одновременно вышедших альбома — Blur «The Great Escaрe» и «(What’s The Story) Morning Glory?» Oasis, критики признали последний более предсказуемым. Blur же удается смешивать самые разные стили: на каждом их альбоме любой может найти себе песню по вкусу; мягкость Beatles сочетается у них с иронией Kinks, изысканность Small Faces с простотой Madness, энергичность Clash с утонченностью Pink Floyd времен Сида Барретта.

Однако многие юные поклонницы Blur «тащатся» не столько от их музыки, сколько от их лидера Дэймона. Надежды же заполучить его нет практически никакой: Дэймон «занят». На протяжении уже по крайней мере пяти лет у него есть постоянная подружка — Жюстина Фришманн, дочь скромного инженера и вокалистка одной из самых модных сейчас в Англии поп-групп Elastica.

Наиболее лаконично итог многолетней деятельности Blur описал английский ежемесячный журнал «Select»: «Шесть лет, 96 песен, два «потерянных» альбома».

Александра ФИЛЮШКИНА

 

Врез 1:

Фанатка Oasis по имени Мэнди Вивьен-Томас выгнала из дома своего мужа Ричарда, фаната Blur, после того, как последний подогрел в микроволновой печи ее компакт-диски Oasis.

* * *

Врез 2:

Адреса, по которым можно узнать новости о Blur:

1. Blur, CMO, Unit 32,

Ransome Dock, 35 — 37 Parkgate Road

London, SW 11.

2. Blur, РO Box 21, London W10 6 BR.

3. РO Box 525, Stoke On Trent ST7 2YX (фэн-клуб и фэнзин «Blur». Не забудьте вложить в письмо конверт с надписанным обратным адресом).

 

Свежие записи